Поговорка «первого апреля никому не верят» имеет под собой старорусскую основу.
Первого
апреля наши славные языческие предки справляли один занятный праздник.
Скорее даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового.
Древние
славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам,
впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую
работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна
полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков
совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны
ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта, и все последующие
дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны.
Первого же
числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух -
хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в
доме.
Но, как известно, когда мы долго спим, а потом резко
просыпаемся, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим,
почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать.
А
наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки
просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и
хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям
запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Недовольного домового надобно умаслить кашкой, молочком и хлебом.
И
к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища - для проснувшегося
духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые
разыгрывали друг друга весь день.
Чтобы было веселее домовому и
всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно
самому духу пращуру. Который, как известно, носит свою меховую жилетку
швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки
или обувь. А в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить,
чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.